Главная

Существа

Книги

Фильмы

Ваши рассказы

Ссылки

Ущелье духов



Этот случай произошел с нами в середине 90-х годов, когда мы были на одном из горных массивов, отделяющих Европу от Азии. В этих местах издавна живут многие народности, и потому существует множество местных мифов, легенд, сказаний, рассказов. В данном случае интерес представляет легенда о духах, которые якобы жили в этом месте, куда мы приехали.

Эти легенды – или байки – мы слышали еще дома от тех туристов, которые уже бывали там. Рассказы были в общем-то банальны, избиты и особой фантазией не отличались – то по ночам из леса доносятся какие-то странные звуки, то на горах видятся какие-то тени, иногда – какие-то сияния. Еще рассказывали, что собака, которую один турист взял с собой туда, ночью что-то почуяв и дико завыв, убежала в лес. Так и не вернулась. Но на нас это впечатления не производило – в лесу постоянно присутствуют звуки, а их «странность» - это субъективная интерпретация человека. Было бы объективно странно, если бы в лесу звуков не было.

Когда мы добрались до поселка – места нашего старта в пункт назначения в горах – то первым делом решили уточнить дорогу у местных. Люди были простые, приветливые и охотно и подробно все нам объяснили. Видно было, что они привыкшие к туристам. Относились немного насмешливо – как к бездельникам - но в тоже время им было приятно, что к их глухим местам испытывают интерес. Мы разговорились о том о сем, о погоде, об уровне жизни, местной культуре и тому подобное. А в нашей группе был товарищ – назовем его Кириллом – который очень интересовался всякой мистикой. Изучал мифы, легенды, предания. Нельзя сказать, что он верил в реальное существование всякой чертовщины, но и не отрицал. Просто это было сферой его интересов. Он и с нами-то пошел потому, что мы рассказали ему легенды о духах в этих горах. Вот и здесь он не упустил случая расспросить местных жителей о духах, которые якобы живут в горах. Ну, они рассказали. В целом, их рассказы повторяли то, что мы слышали от наших собратьев-туристов и скалолазов. Мы мысленно скептически улыбнулись – местные решили немного попугать заезжих и падких на экзотику туристов…

Дорога была достаточно простой, но длинной – около тридцати километров от поселка. Нам торопиться было некуда, за спиной давили рюкзаки, и, чтобы не особо напрягаться, мы решили покрыть это расстояние в два дня. Но вот мы и на месте. Место представляет из себя гору, покрытую лесом, из которой устремляются высокие скалы. Причудливое нагромождение камней тянется на несколько километров в длину, создавая внушительный скальный хребет, поднимающийся из леса. Со скал открывается вид на «зеленое море тайги», раскинувшееся до самого горизонта, ломаные линии которого создают дальние горы. Скалы удобны для тренировок скалолазов, там обозначены маршруты, вбиты шлямбура. В общем, хороший скалодром.

Мы разбили лагерь, развели костер и стали готовить пищу. Поев и немного отдохнув, решили сходить к ближайшим скалам. Вдоль их подножия шла тропинка, по которой мы и пошли, восхищаясь красотой скального пейзажа. Так, не торопясь, наша группа дошла до конца гряды. От нашего лагеря до сюда было не очень далеко, и это расстояние мы покрыли в течении получаса. Возле последней скалы гряды, которая была, по сути, просто большим камнем, находилась небольшая ровная площадка, посреди которой было расположено костровище. Еще валялись головни, окруженные камнями. Стояла тренога для котелка, стояли чурбаки, заменяющие стол и стулья. То есть, это была стоянка. На краю этой площадки, возле скалы, стояли два вырубленных из бревен идола. Вырезанные глаза, нос и рот – вот и все «искусство». Понятно, что это сделали туристы или скалолазы. Такие шутки встречаются в скалах. В одних горах на скале я когда-то видел рисунок головы не то змея, не то дракона. Мы сами на одной из стоянок оставили надпись: «Осторожно! Стоянку охраняет клещ-спидоносец». Стоянку, на которой мы сейчас были, при наличии этих идолов, а также определенных знаний и воображения, можно было принять за первобытное капище. Именно эта мысль и не замедлила придти в голову Кириллу. Он заявил, что это самое настоящее капище (в шутку, конечно), что здесь отправляют культ и приносят жертву духам, и что нам тоже нужно принести жертву. Кого будем резать в качестве жертвы? – смехом спросили мы. Кирилл ответил, что убивать никого не надо, что духи питаются запахом приготовляемой пищи или ее остатками. Можно так же что-нибудь оставить духам. С этими словами он достал несколько конфет и мелких монет и положил перед идолами. После этого «попросил» их не вредить нам, а помочь, сказав, что мы «правильные» туристы и не будем вредить природе. Остальные отпустили несколько шуток по этому поводу, и сказали, что сегодня ночью духи придут к нам на чай с этими конфетами.

В лагерь вернулись уже в темноте. Раздули костер, попили чаю и полезли спать…

Через некоторое время из леса со стороны скал донесся какой-то звук. Ну, звук да и звук. Через несколько секунд он повторился, но уже ближе. Мы стали прислушиваться. Звук опять повторился, но уже дальше. И в этом звуке было действительно что-то странное. Сначала один из наших предположил, что это кричит какая-то птица из семейства ястребиных. Но звук повторялся через равные промежутки времени, и он то приближался, то удалялся. И. что самое главное, был он какой-то неестественный – какой-то механический свист или писк, но низкий. Видимо, частота звука вызывала в нас чувство дискомфорта. Что это могло быть? – гадали мы. Звук тем временем то становился громче, то затухал, но не прекращался. Может быть, посмотрим – предложил один из нас. Но где смотреть, куда идти? Звук хотя и доносился со стороны скал, но локализовался где-то вверху, над деревьями. И что можно увидеть ночью, в темноте? Но и гадать было бессмысленно.

- Давайте, сходим до скал. – предложил Кирилл. Если это какая-то птица так орет, то она должна быть там, и мы ее спугнем. Ну ладно, пошли. До скал-то несколько шагов.

- Смотрите, смотрите! – вдруг громким шепотом сказал Кирилл. Вон там…- он показал рукой направление.

Мы уставились туда и замерли – на скалах маячили световые пятна. Это не были пятна фонарей или какого-либо источника света. Это был какой-то белесый, мутноватый свет. Пятна были аморфными, но высота была раза в три больше, чем ширина. И они двигались по скалам! То медленно поднимались вверх, то как будь то перепрыгивали с камня на камень. И с этими движениями менялся тот самый писк. Когда пятна поднимались вверх, он удалялся, когда «прыгали» вниз – приближался. Мы стояли, оцепенев. Вдруг световые пятна – а их было два – остановились. На какое-то время они замерли, потом метнулись вверх, на самую высшую точку скального хребта и исчезли. Вместе с ними прекратился и звук.

Не знаю, как мы смогли двигаться. Страшно не было, но было как-то шокирующее, что ли. Это было необычайно, завораживающе и обескураживающее. О сне не могло быть и речи. Мы добавили в еще не потухший костер побольше дров и сели коротать ночь, снова строя догадки насчет увиденного. Может быть, это блики луны играют, чей свет периодически закрывают набегающие тучки? Но почему было два пятна и строго ограничены в пространстве, хотя и были аморфными? А как объяснить звук, который, несомненно, имел к ним прямое отношение?

И вдруг Кирилл сказал:

- А может, это действительно правда – то, что рассказывали нам друзья и местные жители о духах? Может, это они и есть?

Никто из нас ничего не ответил, хотя каждый понимал, что Кирилл в сущности вербализировал то, что было у каждого на уме.

Под утро сон все-таки сморил нас. Звук больше не появлялся, все было тихо и спокойно и уже светло.

Встали мы поздно и после завтрака (или обеда), пошли осматривать скалы. День был хороший – солнечный и теплый. О вчерашнем событии вспомнили как-то и не особо говорили, приписав это усталости и пасмурному дню. На скалах очень понравилось. Мы поднимались на вершины, спускались в ущелья, бегали по плато. Так мы добрались до ущелья, которое нас очень заинтересовало. Когда мы туда спустились, то почувствовали, что как будь то бы попали в другой мир. Там было тихо и как-то торжественно. На вершинах скал дул ветер, свистел между камней, а здесь было совершенно тихо – ни ветерка.

- Во! – сказал Кирилл. Наверное, это ущелье духов.

- Опять ты за свое. – отшутились мы. Но пройдя несколько шагов, наткнулись на березу, на ветках которой были привязаны разноцветные платки, ленточки, просто тряпочки.

- Ну вот, что я вам говорил? – сказал Кирилл. Вот вам и дерево духов. – и рассказал о поверьях, что деревья, в которых живут духи, принято было украшать цветными ленточками. Мы его послушали, но посчитали, что в данном случае просто туристы оставили на березке свои «опознавательные знаки». Кто-то пишет свои имена на скалах, а кто-то повязывает тряпочки на деревья. Мы уже хотели было двинуться дальше, но Кирилл остановил нас, сказав, что нужно спросить разрешения у духов, которые живут здесь. Он повернулся к дереву и сказал что-то вроде того: «Духи горы, простите нас, что мы нарушили ваш покой. Мы просто хотим пройти дальше, полюбоваться на красоту гор. Вы разрешит нам пройти дальше?». Тут с горы вдруг скатился маленький камушек, видимо сброшенный сверху ветром, и остановился возле ног Кирилла. Ну, мы решили подыграть Кириллу и сказали ему:

- Ну вот, вы с духами теперь друзья.

Кирилл поднял камень, посмотрел на него, положил на уступ в скале. После этого между ветвей «дерева духов» укрепил несколько конфет и мелких монет. «Поблагодарил духов» и сказал, что этим скатившимся камнем духи дали нам знак, что они разрешают нам идти дальше. Мы снова похохотали и пошли.

Шли мы еще примерно час. Так мы подошли к краю скалы. Чтобы идти дальше, нужно было с этой скалы прыгнуть на другую. Та скала находилась на расстоянии примерно метров двух от той, на которой мы сейчас стояли, и ее поверхность была ниже нашей примерно не столько же. Но наша скала была с очень сильным отрицательным наклоном, и это создавало определенную психологическую сложность для перепрыгивания с нее на следующую. Но тем не менее мы решили перепрыгнуть. Объективно-то никакой опасности не было. Первым решил прыгать Вадим. Он был спортсменом-скалолазом, высоты не боялся и по скалам прыгал как горный козел. Он легко перепрыгнул со скалы на скалу и повернулся к нам. Только он поднял руку, чтобы поманить нас за собой, как вдруг так и замер. Он стал медленно приседать, так и забыв опустить руку. Мы слегка испугались. Но Вадим быстро встал и сказал:

- Прыгайте сюда, здесь такое!…

Что там еще? Мы друг за другом перепрыгнули и посмотрели на скалу. На стене той скалы, с которой мы спрыгнули, был рисунок. Он изображал не то маску шамана, не то «лицо» духа. Большие, широко расставленные глаза, широкий нос, большой и широкий разинутый рот с большими зубами и красным языком.

- Ну что, специалист по духам? – обратились мы к Кириллу. Кто это, что за дух? По виду, он злой.

- А кто его знает. – сказал Кирилл. Это же просто рисунок. Но исходя из его ужасной морды, можно назвать его Комполэном – злым болотным духом из хантыйских мифов.

Он снова достал несколько конфет и положил на скалу перед «духом». Последовали его примеру и мы. Просто так, ради шутки - решили включиться в игру.

В лагерь мы вернулись уже в сумерках, приготовили ужин.

- Ну что, духов ведь полагается угощать? – сказал кто-то из нас – и положил в костер ложку каши. То же сделали и мы все. А Кирилл сказал:

- Дух огня, прими нашу жертву и раздели с нами нашу пищу.

Только мы снова попытались пошутить по этому поводу, как вдруг пламя костра вспыхнуло с необычайной силой. Оно превратилось в огненный столб, который устремился высоко в ночное небо. Мгновение – и его сила спала так же быстро, как и возникла. Но когда костер приобрел свой первоначальный вид, оказалось, что пламя пожрало принесенную ему «жертву» в виде каши и нескольких конфет. И тут же откуда-то из пространства раздался тот самый свист, или скрип, который мы слышали прошлой ночью. Это уже становилось интересным. Нам стало немного не по себе. Появилась легкая тревожность. Неужели то, что нам рассказывали об этих местах – правда?

- Ну, кто что думает по этому поводу? – спросил я у друзей. Они только пожали плечами.

- А что скажет наш уважаемый «шаман»? – обратился я к Кириллу. Все посмотрели на него, как на пророка.

- А что я могу сказать? Только то, что вы и сами думаете. Это духи.

- Кирилл, брось издеваться. Ты что, на самом деле веришь в их существование? Ты ведь всегда отличался критическим умом и смеялся над теми, кто верил во всякую чертовщину. Теперь что? Сам поверил?

- Критическое мышление не означает отрицание по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Я действительно никогда не верил в духов, но, как вы прекрасно знаете, никогда и не отрицал их существования. А вы сами можете найти какое-нибудь убедительное рациональное объяснение? Мы ничего не могли сказать. Ночь мы провели, сидя у костра, но больше ничего не случилось. Утром, едва встало солнце, Кирилл решительно встал, явно намереваясь куда-то идти.

- Куда ты? – спросили мы.

-Пойду поброжу по скалам.- ответил он. И с легкой улыбкой добавил: -- «Может, с духами пообщаюсь».

- Ну-ну, давай. Если встретишь, кричи.

Он вернулся часа через два, как раз успев к завтраку.

- Знаете, сказал он. Недалеко от того ущелья духов, где мы видели эту березу в лохмотьях, есть еще небольшая площадка. Там такой вид открывается!.. Предлагая взять котелок, воду, чай и пойти туда пить чай. Дров мы там найдем – там сухая лесина лежит. Ну что ж, можно и сходить. Место действительно было красивым и являлось как бы смотровой площадкой. Обзор был почти 180 градусов, а сама площадка была закрыта от ветров почти со всех сторон. Так что там можно было долго сидеть и наслаждаться видами тайги и далеких гор, которые ближе к горизонту становились серо-голубыми. Но когда мы потащили лесину на дрова, то вдруг заметили некоторые странности на этом месте. Мы обнаружили, что дерн, которым покрыты некоторые участки скал, в том числе и на этой площадке, на площади в несколько квадратных метров был выжжен - земля была черная, а в некоторых местах разбросан и перевернут. Такое впечатление, что здесь произошел взрыв, который перевернул слой земли и выжег траву. На этом участке лежало несколько обугленных деревьев. Сначала мы подумали, что какие-нибудь туристы-варвары решили здесь устроить стоянку и для костра срубили несколько деревьев, развели костер, он распространился на большую площадь и стал выжигать дерн. Тогда, чтобы остановить огонь, эти туристы стали переворачивать дерн. Но потом стали сомневаться: это какой же костер надо было развести, чтобы он смог выжечь такой участок травы? Деревья, который там лежали, бы ли не сожженными, а обугленными, и было видно, что их свалили еще живыми. К тому, что нас очень заинтересовало, они были толстыми. И какой смысл был в том, чтобы валить для костра толстые живые деревья, когда рядом стояли тонкие сухие лесины. Высота, на которой были свалены эти деревья, была очень большой. Чтобы рубить их в этом месте, топор нужно было держать на высоте головы человека среднего роста, а иногда и выше. Но это же страшно неудобно и вообще неестественно. Но когда мы присмотрелись к стволам, то обнаружили, что деревья были не срублены и не спилены, а сломаны. Что же это могло быть? Кто мог сломать деревья и пожечь их? И для чего? Подумали, что так как здесь бываю очень сильные ветра, а так же грозы, то возможно, что сильный ветер вполне мог сломать деревья, а так же в них могла попадать молния, которая и обламывала, и опаляла деревья. Но откуда тогда перевернутый дерн? Ведь ни ветер, ни молния не могли его перевернуть, вырвав из земли. К тому же, в этом ущелье, как я вышн сказал, ветра-то и нет. О сюда почти не попадает. Может быть, от удара молнии загорелись деревья, возник пожар, и туристы, которые здесь были, чтобы не допустить его распространения, вырезали участок дерна? Других объяснений мы найти не смогли (не считая предположения Кирилла, что здесь происходила битва духов) и остановились на этом. Но было еще кое-что. На скалах, на некоторых участках, были места, поверхность которых очень сильно отличались от окружающих. Это походило на то, если с очень запыленной поверхности снять какой-либо предмет, который там очень долго находился – под ним будет чистая поверхность. Так же было и здесь. Основная поверхность скал была серой, а эти места были как заплаты и имели медный оттенок. Складывалось впечатление, что когда-то здесь были большие камни, но были убраны отсюда.

Мы развели костер, вскипятили чай. Еще немного поговорив по этому поводу, сменили тему. Стали говорить о походах, путешествиях, предлагали проект следующего похода. После пошли гулять по скалам и ушли очень далеко. Но мы, когда пошли бродить, конечно, не взяли с собой котелок с чаем, а оставили его там, в ущелье. Там же оставили конфеты и печенье, взяв собой только флягу с водой. Зачем тащить с собой все остальное. А на обратном пути мы это заберем, так как все равно будем возвращаться этой же дорогой.

Когда же мы вернулись, то нас ждал еще один сюрприз. Пакет с конфетами и печеньем, который мо положили на выступ скалы, исчез. Может быть, ветром сдуло? Но здесь ветра-то почти и не было. Может, какая-нибудь птица унесла? Здесь их хватает, особенно ворон.

- Ладно, будем считать, что духи забрали. – сказал я, подмигивая Кириллу. Но он не обратил внимания. Его взгляд был прикован к небольшому участку скал, покрытых дерном. Когда я подошел ближе и тоже посмотрел туда, то увидел, что дерн здесь перевернут, лежит свежая земля. Но когда мы уходили отсюда, то ничего этого не было. Значит, это случилось за время нашего отсутствия. Может быть, здесь есть кто-то еще? Может быть, другие туристы, которые здесь что-то ищут или просто шутят над нами? Но тогда они должны хорошо маскировать свой лагерь и не выдавать своего присутствия. Я хотел сказать об этом Кириллу, но когда взглянул на него, то увидел, что он смотрит на то самое «дерево духов». НО смотрел он на него странно – не прямо, а как-то рассеяно. Его взгляд не был устремлен на само дерево, а шел немного мимо него. Это было похоже на то, как смотрят лошади. Я медленно подошел ближе к нему. Он лишь слегка указал подбородком в сторону дерева, как бы приглашая смотреть туда. Я посмотрел, но ничего не увидел. Я присмотрелся внимательней – результат тот же. Тогда я попробовал смотреть так, как смотрел Кирилл. И тогда краем глаза я уловил как будь то какой-то сгусток воздуха, который «сидел» в ветвях березы. В одной из развилок ветвей – недалеко от этого сгустка – висел наш пакет с печеньем и конфетами.

Подошли остальные, заинтересовавшись нашим поведением.

- Что вы тут такое увидели? Опять духи.

- Знаете, - сказал Кирилл как-то очень спокойно – пойдемте в лагерь. Его голос показался мне каким-то чужим, а предложение странным. Он никогда не был инициатором спускаться с гор. Наоборот, мог бродить по ним часами, а здесь вдруг сам предложил, да еще таким странным голосом.

- Ну ладно, пойдем. – сказали мы.

Спустившись в лагерь, развели костер, приготовили ужин. Поели, пропили чаю, еще немного посидели и полезли спать, предварительно раскидав костер.

Мне почему-то не спалось. Я просто лежал с закрытыми глазами и осмысливал сегодняшние события. Так прошло, наверное, минут сорок. Вдруг сквозь закрытые веки прорвался какой-то свет. Я открыл глаза. Действительно, сквозь стенки палатки пробивался свет. Костер, что ли, разгорелся – подумал я. Надо бы вылезти, посмотреть да потушить, оставив одну головню. Я откинул полы палатки и высунул голову наружу. На этом я и остановился. В нескольких метрах от палатки стоял какой-то светящийся кокон. Его свет был серебристо-белесым. Хотя я и назвал это коконом, но это не совсем так. Он не имел четких и строгих границ, а был аморфным и постоянно изгибался, как мыльный пузырь, когда его только надувают.

Менялся и цвет его сияния. Он по-прежнему оставался серебристым, но менялась его интенсивность. Все это продолжалось, наверное, несколько секунд, а потом вдруг со стороны скал донесся тот самый скрип. На этот раз он был очень сильным и напоминал визг летящей авиабомбы. И вдруг кокон сорвался с места. Он подлетел в воздух и с большой скоростью устремился в сторону скал.

Визг разбудил остальных.

- Что случилось? – спросили меня.

- Не знаю, что-то было здесь. – сказал я. Это там, на скалах. Мы бросились туда. Когда мы прибежали к скалам, то увиденное трудно передать словами. На скалах было светло, как в лунную ночь. С камня на камень перелетали несколько светящихся коконов. Снова раздался свист. Потом страшный грохот, и из «ущелья духов» вылетело вверх большое количество земли, а вслед за ним – какая-то черная тень, которая снова исчезла в скалах. На то место, где растворилась тень, с соседнего камня прыгнул кокон. Он завис перед глыбой, какое-то время постоял неподвижно. А потом вдруг эта глыба слетела со скалы, устремляясь вниз. Через несколько секунд на скалу из ущелья взлетел другой кокон. Из его середины вырвался луч такого же цвета и ударил в растущее неподалеку дерево. Оно вспыхнуло и сломалось, упав в ущелье. Оттуда снова донесся свист. И, как будто по сигналу, все коконы – штук наверное, пять-шесть (как-то было не до точного счета) в секунду собрались на самой высокой скале, а потом исчезли. И все стало тихо-тихо. Больше ничего не было.

Мы еле дождались утра. Никогда еще так быстро не сворачивали лагерь. Через пятнадцать минут мы уже уходили.

Едва вышли из лагеря на лесную тропу, как вдруг снова услышали этот самый свист. Он то приближался, то удалялся, и преследовал нас до тех пор, пока мы не вышли на автомобильную дорогу.

Когда мы более или менее пришли в себя, то Кирилл спросил, что мы теперь думаем по поводу духов? Никто из нас ему не ответил. Но если раньше сомневался в их существовании, то теперь я сомневаюсь в их НЕсуществовании.




Хостинг от uCoz